РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (1927 – 2007)

Род. в Баку, умер в М.

Виолончелист, дирижер, пианист, педагог, композитор, обществ. деят.; нар. арт. СССР (1966), проф. Моск. конс. (1960). Сын виолончелиста Л.В.Ростроповича (1892–1942), внук пианиста В.Г.Ростроповича (1858–1913). С 1931 – в М. В 1934–37 в кл. виолончели у своего отца в Муз. шк. им. Гнесиных, в 1937–41 – у него же в муз. шк. Свердловского р-на М.; одноврем. начал заниматься по композиции у Е.И.Месснера в муз. шк. при Моск. конс. В 1942 в Оренбурге, где семья Р. находилась в эвакуации, состоялся композитор. дебют Р. (Прелюдия для фп., Поэма для виолончели и фп.); пресса отметила «большое мелодическое дарование, тонкое гармоническое чутье и музыкальный вкус» юного автора. Среди произв. Р.: два концерта для фп. с оркестром, пьесы для струн. квартета, инструм. миниатюры; большую популярность приобрела «Юмореска» Ор. 5 для виолончели и фп.

С 1943 Р. – студент Моск. конс. по кл. виолончели у С.М.Козолупова, кл. сочинения у В.Я.Шебалина, кл. инструментовки у Д.Д.Шостаковича. В 1946 он досрочно окончил конс. по кл. виолончели; имя Р. занесено на мраморн. д. выдающихся выпускников.

Перв. публичн. выступление Р. состоялось в М. в 1932. В 1940 в Славянске он вперв. выступил с оркестром, исполнив концерт К.Сен-Санса. Актив. исполнит. деят-сть начал еще в гг. учебы в конс. В 1945 Р. стал лауреатом 1 пр. Всес. конкурса музыкантов-исполнителей в М. Сенсац. победы на конкурсах Всемирн. фестивалей молодежи и студентов в Праге (1947) и Будапеште (1949) и особенно на Конкурсе виолончелистов им. Г.Вигана (Прага, 1950) положили начало междунар. известности Р. В дальнейшем география его гастролей приобрела чрезвычайно широкий размах. Р. выступал с лучшими оркестрами мира, его партнерами по музицированию были выдающиеся дирижеры Г.Караян, Л.Бернстайн, В.Талих, Е.А.Мравинский, Г.Н.Рождественский, К.Зандерлинг, К.П.Кондрашин, С.Озава, пианисты В.С.Горовиц, С.Т.Рихтер, Э.Г.Гилельс, М.Аргерих, Р.Серкин, скрипачи Д.Ф.Ойстрах, И.Менухин, И.Стерн, Г.М.Кремер, В.Т.Третьяков, М.П.Венгров, А.-С.Муттер, альтист Ю.А.Башмет и мн. др.

В 1955 Р. женился на певице Г.П.Вишневской (1926–2012). Их совм. выступления (Р. в кач-ве пианиста) также проходили с огромным успехом.

В иск-ве Р. критика с самого начала отмечала неповторимую индивидуальность музыканта, масштабность и новизну исполнит. трактовок, особую интенсивность звукового высказывания, богатство фантазии, эмоцион. и образную рельефность. Нестандартность творч. мышления Р. ярко проявлялась и в интерпретации классики, и в подчеркнутом интересе к новой музыке. В огромн. репертуаре Р., охватывающем все эпохи и стили от мастеров XVI–XVIII вв. (Дж.Фрескобальди, А.Вивальди, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Л.Боккерини, Дж.Тартини, Й.Гайдн) до классики и романтиков XIX в., важнейшее место занимают произв. его современников. По инициативе Р. создавали, ему посвящали свои соч. выдающиеся мастера ХХ в.: С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян, Д.Б.Кабалевский, М.С.Вайнберг, Б.А.Чайковский, А.Г.Шнитке, С.А.Губайдулина, Р.К.Щедрин, Г.А.Канчели, Б.И.Тищенко, а также Б.Бриттен (Великобритания), О.Мессиан, П.Булез и А.Дютийе (Франция), Л.Бернстайн (США), А.Пьяццолла и А.Хинастера (Аргентина), К.Пендерецкий и В.Лютославский (Польша), Р.Шанкар (Индия) и мн. др.

Р. исполнил вперв. более ста произв. для виолончели, беспрецедентно расширив репертуар своего инструмента. В 1963–64 он осуществил в М. уник. проект «Три века виолончели», исполнив 41 соч. крупн. формы, в 1965 Р. повторил этот цикл в Англии и США. Продемонстрировав нераскрытые прежде богатейшие выразит. и техн. возможности своего инструмента, Р. возвысил его исторически сложившийся оркестр. статус, поставив виолончель в один ряд с фп. и скрипкой. Тем самым он дал импульс одной из важнейших тенденций в развитии муз. инструментария ХХ в.: превращению всех оркестровых инструментов в солирующие концертные.

В 1962 Р. вперв. выступил как дирижер на организ. по его инициативе Фестивале совр. музыки в Горьком (ныне Ниж. Новгород), посв. творчеству Шостаковича. Впосл. он дирижировал спектаклями Большого т-ра СССР «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Война и мир» Прокофьева, провел за рубежом премьеры опер Шнитке «Джезуальдо» (в Вене) и «Жизнь с идиотом» (в Амстердаме), Р.К.Щедрина «Лолита» (в Стокгольме), В.Г.Тарнопольского «Ох, уж эти русские!» (в Эвиане). В 1984 Р. исполнил в концерте с Оркестром де Пари «Иоланту» Чайковского (в ролях Вишневская, Н.Гедда, Д.Петков, Т.Краузе и др.). В 1995 дирижировал премьерой новой постановки оперы М.П.Мусоргского «Хованщина» в Большом т-ре, в 1996 осуществил концертн. исполнение оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (1-я редакция) в М. и в СПб. В репертуаре Р. были также «Борис Годунов» Мусоргского, «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова, «Пиковая дама» Чайковского, «Тоска» Дж.Пуччини, «Питер Граймс» Бриттена, балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» и мн. др.

Пед. деят-сть Р. началась в 1947, с 1948 он стал ассист. С.М.Козолупова, затем доц., с 1961 – зав. каф. виолончели и контрабаса (до 1974) Моск. конс., с 1961 – поч. проф. Ленингр. конс., где до 1966 был зав. каф. виолончели. Развивая традиции отеч. и мир. исполнительства, Р. создал самую яркую и влиятельн. виолончельн. шк., кот. и сегодня оказывает воздействие на развитие виолончельн. иск-ва в мире. Среди его учеников Ж. Дю Пре, Н.Г.Гутман, Н.Н.Шаховская, М.К.Чайковская, Д.Г.Герингас, И.А.Монигетти, М.Майский, К.Георгиан.

В 1969 Р. поселил у себя на даче в Жуковке подвергавшегося преследованиям властей писателя А.И.Солженицына. В результате объектом гонений стал сам Р.: ему запретили заруб. гастроли, выступления в концертн. залах М. и др. крупн. городов, отстранили с формулировкой «профессионально непригодный» от дирижирования подготовл. им премьерой спектакля «Летучая мышь» в Моск. т-ре оперетты. Р. добился разрешения на прощальн. концерт со студенч. оркестром 10 мая 1974 в Большом зале Моск. конс., на кот. дирижировал Шестой («Патетической») симфонией Чайковского. Концерт вылился в демонстрацию восторж. любви слушателей и исполнителей к выдающемуся артисту.

В 1974 лишенный возможности продолжать творч. работу в СССР Р. вместе с Вишневской выехал за рубеж. В 1978 они были лишены сов. гражданства «за деятельность, наносящую ущерб престижу Союза ССР». (В 1990 указом През. СССР М.С.Горбачева гражданство было им возвращено.)

Продолжая карьеру солиста-виолончелиста за рубежом, Р. получил большие возможности дирижирования: он выступал с лучшими оркестрами Европы и Америки, сделал множество записей, в т.ч. всех симфоний Прокофьева и Шостаковича. С 1977 Р. – гл. дирижер Нац. симф. оркестра США (НСО) в Вашингтоне, кот. под его рук. вскоре вошел в число лучших оркестров мира. Репертуарн. политика Р. в работе с НСО отличалась исключит. насыщенностью. В 1977–91 он исполнил 469 произв. 154 авторов, в т.ч. более 30 симф. премьер.

В гг. изгнания широко развернулась благотворит. деят-сть Р., продолжавшаяся и после возвращения артиста на Родину. Р. создавал разл. благотворит. фонды (среди них: фонд «Во имя здоровья и будущего детей», осн. совм. с Вишневской, фонды помощи пенсионерам Большого т-ра, отставн. военнослужащим и т.д.), проводил благотворит. концерты (на стр-во храма Христа Спасителя в М., на ремонт Моск. конс., на установку пам-ка Шостаковичу в Пб. и мн. др.), мастер-классы и т.п. Им основаны фонды поддержки молодых музыкантов в разн. странах, в т.ч. в России. Р. возглавлял Междунар. конкурс виолончелистов им. Ростроповича в Париже. В 2003 по инициативе Р. создана Всемирн. виолончельн. орг-ция (WCO) в Кронберге (ФРГ).

Р. был Послом Доброй Воли ЮНЕСКО, Спец. представителем Объединен. программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС).

После возвращения в Россию Р. вернулся к актив. участию в культ. и обществ. жизни своей страны. В дни путча в авг. 1991 Р. прилетел в М. и находился в Белом доме с его защитниками. Осенью 1993, в ситуации острого полит. кризиса, Р. был в М. и 26 сент. дал концерт на Красной пл., исполнив с НСО и рос. коллективами фрагмент кантаты «Александр Невский» Прокофьева и увертюру «1812 год» Чайковского.

Заслуги Р. были высоко оценены при жизни артиста. «Имя Ростроповича – это имя целой эпохи виолончельного исполнительства», – писал Д.Д.Шостакович. Лауреат Стал. (1951), Лен. (1964) и Гос. пр. РФ (1995), ак. и поч. д. более 50 академий и ун-тов разн. стран, в т.ч. Акад. наук и иск-в США, Акад. «Санта Чечилия» (Италия), Англ. Королевск. акад. музыки, Швед. Королевск. акад., Баварск. Акад. изящн. иск-в, Франц. акад. («Сорок бессмертных»), кавалер более 100 наград и премий, в т.ч. пр. Фонда Сименса (ФРГ), Фонда Соннинга (Дания), им. Альберта Швейцера (США), «Императорской премии» Япон. ассоциации иск-в. Поч. гражданин мн. городов мира. 26 марта 2007 в Моск. конс. прошел концерт в честь 80-летия Р.

После смерти Р. в его честь проводятся фестивали в странах Европы и Америки, в Кронберге установлен пам-к Р., его имя носят муз. учеб. заведения и концертн. орг-ции в России (муз. шк. в М., филармония в Ниж. Новгороде и др.) и в др. странах.

В 1930-е жил в Шведском туп., 3; затем – в Мал. Гнездиковском пер., 1; Козицком пер., 2; в 1956–74 и 1994–2000 – на ул. Огарева (с 1993 – Газетный пер.), 13/15. Похоронен на Новодевичьем кладб. (на могиле установлен пам-к – двухметровый мраморн. крест, выполнен. ск. И.Родионовой по эскизам вдовы Р. – Г.П.Вишневской).

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле М.Л.Ростроповича на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 24, м. 7). Фото 05.08.2013
Фрагмент надгробия на могиле М.Л.Ростроповича на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 24, м. 7). Фото 16.08.2013
Надгробие на могиле М.Л.Ростроповича на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 24, м. 7). Фото 29.10.2008
Фрагмент надгробия на могиле М.Л.Ростроповича на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 24, м. 7). Фото 29.10.2008
Надгробие на могиле М.Л.Ростроповича на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 24, м. 7). Тыльная сторона. Фото 29.10.2008
Могила М.Л.Ростроповича на Новодевичьем кладбище (уч. 5, ряд 24, м. 7). Фото 20.05.2007