Род. и умер в М.
Музыковед, педагог. К. иск-ведения (1935), проф. (1939). Сын агронома. В 1930 окончил историко-теоретич. отд-е Моск. конс. Учился у М.Ф.Гнесина, А.Ф.Гедике (кл. фп.) и др. После окончания остался работать в конс. ассист. Гнесина (музыковедение) и М.В.Иванова-Борецкого (история заруб. музыки). В 1930–33 – науч. сотр. ГАИС. В 1932–34 и 1943–46 – гл. ред. Центр. муз. радиовещания, консультант. С 1932 – организатор и пред. секции музыковедения и критики СК, уч-вал в проведении науч. конференций, посв. проблемам симфонизма и оперн. жанра. Работал зам. гл. ред. ж-ла «Советская музыка» (1946–48).
В 1940 Р. организовал каф. истории и теории музыки на военно-дирижер. ф-те Моск. конс. В июле – окт. 1941 принимал участие в обороне М. В 1941–43 работал деканом теоретико-композитор. ф-та Моск. конс. в эвакуации в Саратове. В 1944–48 Р. занимал должность нач. каф. истории и теории музыки Высш. уч-ща воен. капельмейстеров Кр. Арм. (с 1947 – Высш. уч-ще воен. дирижеров Сов. Арм.). Одноврем., с 1946 и далее вплоть до 1966, состоял ст. н. с. Ин-та истории иск-в АН СССР, а в 1966–73 – проф. и зав. каф. теории и истории музыки Моск. гос. ин-та культуры. Преподават. деят-сть Р. завершил в кач-ве проф.-консультанта Гос. музыкально-пед. ин-та им. Гнесиных, где работал в 1973–89. Кроме того, в нач. 1950-х Р. занимался частн. образом с А.Г.Шнитке в период его учебы в уч-ще (гармония, муз. форма, сочинение).
Сфера науч. интересов Р. включала историю теоретич. музыкознания, методологию анализа муз. произв., вопросы муз. эстетики. Перв. из отеч. исследователей разработал ист. хронологию науч. музыковедения и музыкально-теоретич. педагогики XVIII – нач. ХХ вв. Опубликовал ряд ст. по вопросам музыковедения. Совм. с Л.А.Мазелем и В.А.Цуккерманом сыграл существ. роль в утверждении науч. шк. «целостного анализа музыкальных произведений». Автор ст. о симф. творчестве М.И.Глинки, А.С.Даргомыжского, П.И.Чайковского, Л. ван Бетховена и др. (Бетховен и классический симфонизм. М., 1938; Шестая симфония Чайковского – о трех типах русской музыкальной классики – историческом, эпическом и психолого-драматическом // Сов. музыка. 1946. № 1, 2, 3).
Р. занимался музыкально-просветит. работой: в довоен. гг. выступал со вступит. словами к концертам в Большом зале конс.; в гг. войны организовал совм. с Н.Я.Брюсовой «Музыкальный лекторий». Автор воспоминаний «Московская консерватория в эвакуации» (опубл. в сб. тр. ГЦММК им. Глинки. Альманах. Вып. 3. М., 2008), ч. из кот. была опубл. в сб. «Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны» (М., 2005).
Жил в 1900-х на Б. Бронной ул., 19 (не сохр.); с 1910-х – на Новинском бул., 13; с сер. 1930-х – в Мал. Каковинском пер., 4; с 1958 – на Измайловской пл., 4, затем 6.
Соч.: Очерки по истории теоретического музыкознания: В 2 вып. М., 1934–39 (в соавт. с Л.Мазелем); Испанские увертюры Глинки // М.И.Глинка. М., 1958; Назначение музыки и ее возможности. М., 1962; О некоторых существенных особенностях музыки // Вопросы эстетики. М., 1963; Образная композиция музыкального произведения // Интонация и музыкальный образ. М., 1965; Сюжетная драматургия бетховенского симфонизма – Пятая и Девятая симфонии // Бетховен. Вып. 2. М., 1972; Введение в эстетическую проблематику музыкального знания. М., 1979; Пространство в музыкальном времени // Сов. музыка. 1987. № 2.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012