Род. в Л., умер в М.
Актер, нар. арт. РСФСР (1988). Род. в семье актеров: В.В.Розалион-Сошальской (1907–1992) и Б.Сошальского. Еще до окончания сред. шк. поступил в Студию при Ленингр. ТЮЗе. В 1948–51 работал в этом т-ре, где и сыграл в 19 лет перв. звездн. роль – Ромео («Ромео и Джульетта» У.Шекспира, 1948). Слава и популярность эффектн. юноши с цыганск. поволокой в глазах достигли М., руководства ЦТСА, в кот. вскоре С. был принят, сперва для прохождения воинск. службы в команде актеров, а через г. – в кач-ве вед. молодого героя-любовника.
С 1951 и до самой смерти С. – актер ЦТСА. Среди ролей: Дробязгин («Варвары» М.Горького, 1955), Коррадо Куоко («Моя семья» Э. Де Филиппо, 1957; спектакль, признан. лучшим в СССР самим автором); Транио («Укрощение строптивой» У.Шекспира, 1956, телеверсия: 1961) и др. Параллельно с работой в т-ре С. много снимается в кино: Шувалов («Михайло Ломоносов», 1955, реж. А.Г.Иванов), Кассио («Отелло», 1956, реж. С.И.Юткевич), Граф («На графских развалинах», 1958, реж. В.Н.Скуйбин), Вадим («Матрос с “Кометы”», 1958, реж. И.Анненский) и др.
Лирико-эпикурейск. начало его индивидуальности, неиссякаемое жизнелюбие, способность к легкой импровизации и темперамент раскрылись в ролях Матти [«Господин Пунтила и его слуга Матти» Б.Брехта, постановка Х.Ф.Хавеман (ГДР), 1966; телеверсия – 1974], Кьерикуццо («Ринальдо идет в бой» Гаринеи Джованнини, 1969), дядя Вано («Не беспокойся, мама!», 1971), Потемкин («Обретение» Й.Друцэ, 1984), Сен-Годан («Дама с камелиями» А.Дюма-сына, 1986).
Водевильно-комич. природу актера блестяще угадали Е.А.Гинзбург и А.А.Белинский, пригласив его на Ленингр. телевидение для участия в телевиз. «Бенефисе» Л.И.Голубкиной (1976) в роли папаши Дулитла. Глубоко трагедийн. пафосом был проникнут Кавдорский тан С. в «Макбете» Шекспира (1986), а сатирич. гротеск образа Сметанича в «Мандате» Н.Р.Эрдмана (1987) был камертоном всего спектакля.
С. был веселым и легким человеком не только на сцене, но и в жизни – актер обожал розыгрыши и шутки, любил шумные компании. Его д. недалеко от т-ра, на ул. Сов. Армии, 3, был местом встреч многих выдающихся актеров: А.А.Попова, Е.А.Евстигнеева, Е.П.Леонова и др. С. был женат семь раз, среди его избранниц: О.А.Аросева, Н.В.Мордюкова, А.С.Покровская, Н.И.Подгорная, М.М.Скуратова.
Начало 1990-х – новый этап в кинокарьере С. – цыганск. бароны и благородн. отцы, разбойники и авантюристы, порою эпизодич., но колоритн. и яркие персонажи, запомнившиеся в картинах «Виват, гардемарины!» (1991, реж. С.С.Дружинина), «Сердца трех» (1992, реж. В.Попков), «Аляска, Кид!» (1993, реж. Дж.Хилл) и др. Актер много работал на озвучании и на студии «Союзмультфильм».
Последней работой С. в ЦТСА стал Ансельм («Скупой» Мольера, 2001), в кот. он играл до февр. 2007 – фейерверк импровизации, флегматичн. лукавинка и радостное жизнелюбие, то, чему актер был верен до конца в жизни, нашло воплощение и в этой посл. роли.
С 1966 (с небольшим перерывом) жил на ул. Сов. Армии, 3. Похоронен на Троекуровском кладб.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012