Род. в Детском Селе Ленингр. обл., умерла в М.
Историк, д. и. н. (1972), з. д. н. РФ (1993), специалист по истории раннего христианства и истории эллинизма. Из дворян. Отец, кот. С. потеряла в 3-летн. возрасте, был младш. братом одного из руководителей Белого движения ген. А.П.Кутепова. Опасаясь за судьбу дочери, мать дала ей свою фам. Отец, С.П.Кутепов, переехал в Кемерово, где работал бухгалтером. В 1937 был арестован по обвинению в контррев. деят-сти, виновным себя не признал и трагически погиб в том же г. Судьба отца оставалась С. неизв. до самой ее смерти.
Во время блокады Л. находилась в осажден. городе, затем была эвакуирована в Саратов. В дек. 1943 вернулась в Л. В 1946 поступила на ист. ф-т ЛГУ, кот. окончила с отличием. С сент. 1951 – аспирант каф. древ. истории. В 1954 защитила канд. дисс. на тему «Земельные владения городов западной Малой Азии в III–I вв. до н. э.». Тогда же переехала в М. С нояб. 1954 и до кон. жизни преподавала в Моск. гос. заоч. пед. ин-те (ныне – МГОПУ им. М.А.Шолохова). С 1964 – доц., с 1976 – проф., с нояб. 1975 по авг. 1991 – зав. каф. всеобщ. истории. Тема докт. дисс.: «Земельные отношения в западной Малой Азии эллинистического и римского периодов» (1971).
Диапазон науч. интересов С. был широк, и все же две осн. темы проходят сквозь все ее науч. творчество: история Мал. Азии в эллинистич. и римск. периоды и история раннего христианства. С. изучала разл. аспекты агр. отношений и землевладения, статус сельск. населения как на терр. полисов, так и на царск. землях Мал. Азии, положение рабов и вольноотпущенников, проблему гражданства, а также положение полиса в эллинистич. монархиях и в Римск. империи. В 1970-е С. обращается к проблемам идеол. жизни римск. провинций Мал. Азии. В 1980-е появляются работы, посв. культу императоров. В 1990-е С. исследует проблемы культ. развития и массовой социальн. психологии эллинистич. периода и продолжает изучение таких важн. науч. проблем, как отношения полиса и эллинистич. монархии, а также полиса и империи – с учетом социально-психол. аспекта. Проблемы духов. культуры, быта, повседнев. жизни становились сюжетами мн. ее ст. С. писала о положении женщины в античн. общ-ве, ее роли и месте в раннем христ-ве, обращалась к исследованию частн. жизни и духов. культуры древ. греков классич., эллинистич. и римск. периодов. Посл., при жизни не опубл. ее работа, посв. тавернам в древности.
Широкую известность С. принесли исследования в обл. истории раннего христ-ва. Она обратилась к этой теме в 1960-е (Запрещенные евангелия. М., 1965; ст. в ж-ле «Наука и религия»: 1965. № 4; 1969. № 2). С самого начала ее внимание привлекли источники, не вошедшие в новозаветный канон, но отразившие мировоззрение осн. массы перв. христиан. Именно исследование апокрифич. сказаний стало в последующие гг. важнейшей частью ее исслед. работы. В кн. «Тайные писания первых христиан» (М., 1980) анализируются спорные в науке вопросы формирования христиан. канона, времени записи отдельн. текстов, предпринята попытка реконструировать наиб. древ. – устную – традицию. Большим вкладом в науку стал перевод с др.-греч. и комментирование целого ряда апокрифич. текстов. Среди них – фрагменты неканонич. речений (аграфа), иудео-христиан. Евангелия, Евангелия детства, «Пастырь» Гермы, сказания о Понтии Пилате, апокрифич. деяния апостолов Петра, Матфея, Филиппа, спутников апостолов Климента и Варнавы, сказание об успении Марии и мн. др. Новые переводы апокрифич. соч. включены и в ее посл. кн., явившуюся итогом многолетн. исследований (Судьбы апостолов: Мифы и реальность. М., 2006). Кн. посв. сложн. науч. теме – особенностям мифотворчества в апокрифич. соч. В ней предпринята попытка выявить действ., ист. основу событий, описываемых в апокрифах, а также судеб самих апостолов. Ряд работ С. посвятила теме становления христиан. церк. орг-ции (От общины к церкви: О формировании христианской церкви. М., 1985; Первые христиане и Римская империя. М., 2003). Она рассматривала формирование церкви в контексте социально-экон. условий и духов. атмосферы, царившей в вост. провинциях Римск. империи в перв. века нашей эры.
С. обладала талантом доступно и увлекательно писать о сложн. науч. проблемах. В 1966 ее работа «Запрещенные евангелия» получила втор. пр. на всес. конкурсе на лучшую научно-популярн. кн., в 2006 – «Судьбы апостолов: Мифы и реальность» была награжд. междунар. лит. пр. «Бронзовый Икар» как лучшее научно-популярн. произв.
С. внесла вклад в разработку методики преподавания истории в высш. шк. Она являлась ред. и одним из составителей практикумов по истории древ. мира (М., 1965; 1972; 1973; 1976; 1981; 1988; 1989). Была ред. и автором нескольких глав «Истории древнего мира», учебно-методич. пособия для студентов-заочников (М., 1975; 1986), а также коллектив. трехтомн. тр. «История древнего мира» (М., 1974; 2-е изд. 1983; 3-е изд. 1989). Кроме того, С. – одна из авторов учебника для 5-го кл. сред. шк. (М., 2009; 16 изд.).
Науч. ст. С. печатались на страницах центр. ж-лов, как отеч., так и заруб., на рус., англ., нем., франц. яз. Книги по истории раннего христ-ва были переведены и изданы в Болгарии, Венгрии, Португалии, Словакии.
Жила на ул. Ак. Волгина, 29/2. Похоронена на Востряковском кладб.
Соч.: Социально-экономические особенности эллинистических государств. М., 1963; Раннее христианство: Страницы истории. М., 1987; Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии. М., 1989, 2004 (в соавт.); Апокрифические евангелия. М., 1996; Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых. М., 1999 (в соавт.); Изгои Вечного города: Первые христиане в Древнем Риме. М., 2006.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012