Род. в станице Верхнекурмоярская Обл. Войска Донского, умер в М.
Языковед, методист, д. пед. н. (1952), проф. (1953), ак. АПН СССР (1968; ак. АПН РСФСР с 1959). Отец Т. – донск. казак, состоял на гос. службе. В февр. 1918, когда на юг пришли части Кр. Арм., Т. выступил в газ. со ст., в кот. призывал «идти в народ». Сам Т. читал лекции в клубах, на собраниях перед сеансами кинематографа. Окончил историко-лит. ф-т Донск. пед. ин-та в Новочеркасске (1923). Там под влиянием А.В.Миртова вед. обл. его науч. интересов стала методика преподавания рус. яз. С 1919 преподавал в сред. шк. и на рабфаке. В 1929 Т. стал ассист.-методистом по рус. яз. и занимался преподават. деят-стью в Пед. ин-те Ростова-на-Дону и в Северо-Кавк. ун-те. К этому времени относится также появление его перв. науч. и методич. работ.
В М. с 1932. Преподавал в МГПИ им. В.П.Потемкина (1933–41), МОПИ (1939–65, проф., зав. каф. рус. яз.). В 1965–69 – зав. сектором методики обучения рус. яз. в НИИ содержания и методов обучения в АПН, в 1970–80 – зав. каф. методики преподавания рус. яз. МГПИ (с 1980 – проф.).
Рассматривал методику преподавания рус. яз. в тесн. связи с лингвистикой. В работах «Методика грамматического разбора» (1939; канд. дисс. 1941) и «Грамматический разбор в школе» (1963) выявил соотношение шк. и науч. грамматики, обобщил исследования и пед. опыт в постановке грамматич. разбора как средства изучения грамматики. Фактически Т. заново воссоздал эту методику, традиции кот. в послерев. сов. шк. были утрачены. Эти книги поставили Т. в ряд вед. методистов, снискали ему известность не только на родине, но и среди заруб. коллег.
Др. обл. науч. интересов Т. – диалектология рус. яз. Т. начал диалектологич. исследования в 1920-е, собирая мат-л для «Донского словаря» Миртова (1928) и Большого диалектологич. атласа нар. говоров. Уч-вал в экспедициях под рук. H.M.Карийского, был организатором и рук. мн. студенч. диалектологич. экспедиций. В монографии «Основы методики орфографии в условиях местного диалекта» (1953; докт. дисс., рекомендованная к защите С.П.Обнорским) заложено принципиально новое направление в методике преподавания рус. яз. Т. обосновал необходимость дифференциации методики преподавания рус. яз. в зависимости от диалектн. среды учащихся (ряд ст. в ж-ле «Русский язык в школе», 1946–48). Подчеркивал, что дифференцир. методич. подход к орфографич. ошибкам учащихся и их объяснение с лингвистич. точки зрения обусловливают наиб. эффектив. применение того или иного методич. приема.
Т. обращался к историографии языкознания. Фундам. тр. Т. «Методика преподавания русского языка в средней школе» (М., 1958) систематизировал достижения отеч. исследователей рус. яз. в этом направлении. С 1965 публиковал ст. о выдающихся лингвистах и методистах: Ф.И.Буслаеве, Карийском, Миртове, А.М.Пешковском, Д.H.Ушакове, К.Д.Ушинском, Л.В.Щербе, Ф.Ф.Фортунатове и др. Результаты его историографич. исследований отражены в «Очерках по методике обучения русскому языку» (1980), «Хрестоматии по методике русского языка» (1982). Т. не успел завершить «Очерки по истории методики», в частности, по истории методики ХХ в., кот. создавалась на его глазах и при его непосредств. участии.
Большое внимание Т. уделял работе с учителями. Организатор и рук. мн. методич. и науч. семинаров и конференций по методике преподавания рус. яз., в т.ч. междунар., чл. редколлегии ж-ла «Русский язык в школе», чл. мн. учен. комиссий по рус. яз. Среди изв. методистов – учеников Т. – А.И.Власенков, А.Г.Григорьев, Б.Т.Панов, Н.А.Пленкин, Г.А.Фомичева и мн. др.
Жил на Кутузовском просп., 10. Похоронен на Кунцевском кладб.
Соч.: К проблеме урока по русскому языку // Русский язык в школе. 1963. № 5; Преподавание русского языка в диалектных условиях. М., 1974.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012