Род. и умер в М.
Фотожурналист. Отец – сапожник, мать из крестьян. Учился в шк. на Плющихе, после окончания в 1918 семилетки – подручный слесаря, рабочий-упаковщик, осветитель на киноф-ке «Культурфильм» (1-й Брестский пер.). Став после окончания рабфака студентом Гос. ин-та кинематографии, работал вольным фотографом в Шк. им. ВЦИК (1931–36), там в 1933 сделал свою перв. замечен. специалистами фотографию «Курсанты на субботнике». Снимки У. в эту пору охотно печатают моск. газеты «Гудок», «Вечерняя Москва», «Красный воин», ж-л «Огонек». В этом ж-ле появился его репортаж о стр-ве метро в р-не Остоженки. В 1938 У. – автор впечатляющего фоторепортажа о подготовке к беспосадоч. перелету на Д. Восток экипажа В.Гризодубовой, П.Осипенко и М.Расковой. Как штатн. фоторепортер газ. «Красная звезда» освещает события советско-фин. войны (1939–40). Возросшее мастерство приводит У. в газ. «Правда». За несколько дней до нач. Великой Отеч. войны он посещает Донбасс, Ростовск. обл. Утром перв. воен. дня снимает репортаж в Октябрьском райвоенкомате столицы. Находясь б. ч. во фронтовой обстановке, он оперативно запечатлевает действия защитников столицы на ближ. рубежах ее обороны, рабочих в моск. заводск. цехах, делает фоторепортажи на отбитых у врага территориях, в освобожд. Калинине, во время боевых действий частей Кр. Арм., перемещавшихся все дальше на запад. Впосл. самым знаменитым снимкам найдется место в двух десятках его фотоальбомов. Но в боевой обстановке от военкора требовалась невиданная скорость работы. И он постоянно возил с собой в командировки тяжелый чемодан с аппаратом, необходимым для срочной передачи снимков по фототелеграфу. По заданиям своей газ. У. прошел семь фронтов и окончил войну в звании капитана на 1-м Укр. фронте. Автор. архив У. насчитывает св. 10 тыс. негативов, в т. ч. съемки двух ист. парадов – 7 нояб. 1941 и 24 июня 1945. Он создал портреты мн. выдающихся людей, крупных военачальников, фотографии похорон И.В.Сталина, визита Н.С.Хрущева в США, открытие в Египте Асуанск. плотины и др. В кон. 1950-х – нач. 1960-х в творчестве У. выразительно проявились свежие темы – освоение целинных земель, прорыв в космос. В этот период он уделяет больше внимания жанровым съемкам.
Св. 60 лет снимки У. в моск. газетах и ж-лах воспринимались как непремен. ч. нашей культуры, что позволило знатокам причислить фотопроизв. мастера к символам «большого стиля» минувшей эпохи. За свои работы У. был удостоен мн. наград, премий, разнообразн. дипломов и грамот. Широкую панораму его творчества представила выставка, организ. в 2009 Союзом фотохудожников России и агентством «ФотоСоюз» в честь 100-летия со дня рождения мастера.
Жил до нач. 1940-х в р-не Варгунихиной горы, в 1-м Смоленском пер.; в Шубинском (Долгом) пер., 8; с 1966 – на наб. Тараса Шевченко, 15. Похоронен на Ваганьковском кладб.
Соч.: С «Лейкой» и блокнотом. М., 1985; «Завтра уедем в армию»: Из фронтового дневника фотожурналиста // Родина. 2011. № 5, 6.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014