ВАСИЛЬЕВ Александр Павлович (1911 – 1990)

Род. в Самаре, умер в М.

Театр. художник, живописец; нар. худ. РСФСР (1973), чл.-корр. АХ (1975). Род. в интеллигентн. семье с дворян. корнями. Брат, П.П.Васильев, – театр. реж., з. д. иск-в РСФСР (1950); сестра, И.П.Васильева, – пианистка. В годы Окт. революции семья пыталась устроиться в Сибири, в 1920 переехала в Киев, с 1922 – в М., где обосновалась в коммунал. квартире (Орликов пер., 2). В 1926–30 В. учился в Моск. гос. техникуме изобразит. иск-в памяти восстания 1905 года (теперь – МГАХУ памяти 1905 года) в кл. Е.Н.Якуба, затем – С.Ф.Николаева по специальности «художник-декоратор и клубный инструктор». С 1930 по 1941 работал в драм. т-рах Читы (здесь оформил свой перв. спектакль – «Выстрел» А.Н.Безыменского, 1930), Самары («Правда – хорошо, а счастье лучше» А.Н.Островского, 1932), Ростова-на-Дону, где в сезоне 1938/39 создал оформление ряда спектаклей реж. Ю.А.Завадского; в Архангельске, Кирове и др. В 1941–42 работал в отряде трудового фронта в Карелии, затем – токарем на моск. з-де. В 1942–45 оформлял спектакли фронтовых т-ров ВТО. Придумал систему разборн. декораций, удобную для использования в походн. условиях. После войны сотрудничал с разл. моск. т-рами: Оперно-драм. студией им. К.С.Станиславского, Драм. т-ром им. М.Н.Ермоловой (гл. художник, 1947–54), МХАТом («Плоды просвещения» Л.Н.Толстого, 1951, реж. М.Н.Кедров), Малым и Большим т-рами, Т-ром сатиры, Моск. т-ром им. Лен. комсомола и др. В 1954 гл. реж. Т-ра им. Моссовета Завадский пригласил В. работать в возглавляемом им т-ре, где он прослужил гл. художником до сер. 1970-х. Оформил спектакли: «Дали неоглядные» Н.Е.Вирты (1957), «Леший» А.П.Чехова (1960), «Василий Теркин» по одноим. поэме А.Т.Твардовского (1961), «Петербургские сновидения» по Ф.М.Достоевскому (инсценировка ром. «Преступление и наказание», 1969), «Последняя жертва» А.Н.Островского (1973) и др. В 1971–74 работал с реж. М.А.Захаровым («Темп-1929» по произв. Н.П.Погодина, 1971, Т-р сатиры, и др. спектакли).

В. обладал широким творч. диапазоном, его отличал постоян. поиск, кот. приводил художника то к обобщенно-символич. решениям оформления спектаклей, единой пластич. установке, то к жанровой повествовательности. При всем его стремлении к эксперименту был склонен к живописн. традиции, кот. своим творчеством придал новое звучание.

Как в т-ре В. стремился к живописи, так в живописи – к театральности. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сценки с «балбетками» – дерев. игрушками, по форме напоминающими толкушки. Творчество В. обладает ярко выраж. индивидуальностью. Фантазийность его работ сочетается с любовью к бытовым подробностям, обнаружением психологизма в каждой вещи. В своих произв. старался передать полноту жизни.

Чл. СХ (с 1947; с 1966 – секр. правления), секции т-ра и кино МОСХ (1956–61, 1961 – чл. президиума правления, 1962–66 – пред. секции), худож. совета Мин-ва культуры (1962–66). Пред. Сов. центра Междунар. орг-ции сценографов и театр. технологов (1980). Входил в редколлегию сб. «Советские художники театра и кино».

С 1958 жил на Фрунзенской наб., 40; с 1970 – на 3-й Фрунзенской ул., 1. Похоронен на Троекуровском кладб.

Работы В. находятся в Самарск. обл. худож. музее, ГЦТМ, Музее МХАТа, ГТГ, ГМИИ и др.

Соч.: Испытание Достоевским // Творчество. 1971. № 11; Наш учитель – мой учитель // Сов. культура. 1974. 29 нояб.; Искусство Александра Тышлера // Творчество. 1975. № 1.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014

Надгробие на могиле А.П.Васильева на Троекуровском кладбище (уч. 2). Фото 03.10.2010