ЯКОВЛЕВ Евгений Георгиевич (1927 – 2003)

Род. в Вышнем Волочке Тверск. губ., умер в М.

Философ, специалист в обл. эстетики, иск-вед, д. филос. н. (1968), засл. проф. МУ (1996). Отец – Г.Ф.Яковлев, бухгалтер Вышневолоцк. ткацк. ф-ки, мать – Л.Н.Яковлева, ткачиха той же ф-ки. Окончил Вышневолоцк. сред. шк. (1945), ист. ф-т Владивостокск. пед. ин-та (1951). В 1951–54 учился в аспирантуре филос. ф-та МУ по каф. истории заруб. философии. Науч. рук. – М.А.Дынник. На становление Я. как философа большое влияние оказали также В.Ф.Асмус, М.Ф.Овсянников, О.В.Трахтенберг, А.Ф.Лосев и Д.С.Лихачев. Ун-тскими товарищами Я. были такие выдающиеся моск. философы, как Э.В.Ильенков, А.А.Зиновьев, А.Н.Чанышев, А.Ф.Зотов. В 1955–60 Я. – референт общ-ва «Знание», в 1960–61 – стар. преп. каф. обществ. дисциплин Моск. текстильн. ин-­та. С 1961 жизнь Я. неразрывно связана с вновь создан. тогда Овсянниковым каф. эстетики филос. ф-та МУ. Здесь Я. сначала был преп., затем – доц., проф. В 1987 возглавил каф. и оставался зав. до 2001. Одноврем. – чл. Союза театр. деятелей (1964), чл. Филос. общ-ва РСФСР (1974); вице-през. Рос. эстетич. ассоциации при Президиуме АН (1990).

В 1964 Я. защитил канд. дисс. «Художественность изобразительного искусства». Тема докт. дисс.: «Эстетическое сознание, искусство и религия». Значит. влияние на развитие отеч. эстетики оказали такие книги Я., как «Искусство и мировые религии» (М., 1977), учеб. пособие «Эстетика» (М., 1999), неоднокр. переиздававшиеся. Важн. значение имели и др. его работы, напр.: «Основные эстетические категории» (М., 1983), «Эстетический вкус как категория эстетики» (М., 1986), «Художник: Личность и творчество» (М., 1991).

Позднесов. период и ранний период постсов. истории России стали для отеч. эстетики не только эпохой больших возможностей для публ. новых текстов и их свободн. интерпретации, но и временем дезорг-ции сложившихся науч. отношений и системы эстетич. образования. Тем не менее, и в этот период продолжались содержат. эстетич. исследования, готовились предложения по новым программам курсов эстетики, и центром этой работы оставалась каф. эстетики филос. ф-та МУ. Благодаря Я. в это время был обнародован новый филос. проект развития эстетики (Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное // Философские науки. 1987. № 5), продолжилась традиция публикаций новых, хорошо прокомментир. текстов (Западноевропейская эстетика ХХ века / Под редакцией Е.Г.Яковлева. М., 1991), была разработана и реализована новая программа курса истории и теории эстетики для филос. ф-та МУ (Яковлев Е.Г., Завадский С.А., Дзикевич С.А. История и теория эстетики. М., 1993). В то время, когда были сокращены, а часто и вовсе упразднены курсы эстетики во мн. вузах, каф. эстетики филос. ф-та МУ осталась, во многом благодаря усилиям Я., единств. абсолютно специализир. каф. в стране. Этим подтвердилась жизнеспособность ун-тской шк. эстетики. Благодаря Я. она была сохранена и адаптирована к новому времени.

Жил в пр. Карамзина, 9.

Список тр.: Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М., 2003.

Соч.: Искусство и художник в современном мире // Современный Лаокоон. М., 1992; Похвала маленькому ослику: (Эзотерика преданности, доброты и трудолюбия) // Архетип. 1996. № 1; Постмодернизм – игра с объектом. Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997; Проблема эстетического взаимодействия: Профессионал, маргинал, аутсайдер // Маргинальное искусство. М., 1999; Категория «прекрасно-доброго» в истории мировой эстетики // Полигнозис. 2000. № 3.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 5: У–Я. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле Е.Г.Яковлева на Бутовском кладбище (уч. 15). Фото 21.08.2022