Род. и умер в М.
Писатель, драматург. Родители – польск. евреи, переехавшие в М. в 1914. Отец – текстильщик, мать из семьи раввинов. В период нэпа отец владел моск. текстильн. ф-кой «Атлант», что послужило причиной высылки семейства в 1932 в Соликамск, где К. окончил шк. В 1938 отец К. был реабилитирован, семья вернулась в М., К. поступил во ВГИК. В нач. Великой Отеч. войны ушел в ополчение (13-я див. Ростокинского р-на). За три дня до окружения и уничтожения див. под Вязьмой и Ярцево К. в числе др. студентов, кот. предстояло доучиться, был отозван в М. Окончил сценарн. ф-т ВГИКа (1943) с красн. дипломом. В 1946 заведовал сценарн. отд. Ашхабадск. к/ст. Тогда же опубликовал (в соавт. с Л.К.Гурунцем) кн. «Письмо» о войск. почтальонах времен Великой Отеч. войны. Был свидетелем ашхабадск. землетрясения 5–6 окт. 1948, информацию о кот. не полагалось распространять. Посвятил событию докум. ром. «Землетрясение», опубл. с купюрами в 1969 и полностью – в 1993. За этот ром. през. Туркменистана С.А.Ниязов наградил К. медалью «Гайрат» («Мужество»).
В кон. 1940-х К. вернулся в М., занялся лит-рой. В 1951 опубликовал пов. «Младший советник юстиции». Затем вышли пов. «На тихой улице» (1954), «В апреле» (1956), «Общежитие» (1957), «Надежда и любовь» (1959), «Открытый дом» (1961), «Микрорайон» (1962; по мотивам кн. снят к/ф «Возле этих окон», 1973), «Девочка с красками» (1963). Все они посв. проблемам становления личности молодого человека. Чл. СП (1956).
В 1980-х опубликованы наиб. изв. произв. К. – ром. «Змеелов» (одноим. экранизация по сценарию К. – 1985) и «В конце ленты» (1982), «Последний переулок» (1984), «Золотой треугольник» (др. назв. «Даю уроки», 1986), «Дублер», «Шельф» (1987), «Рок» (1988), «Свой» (1989), «Отказник» (1994), «Риск» (1998) и др.
В 1983, выпуская кн. «Ступени» («Путешествие за край солнца», «Ступени», «Землетрясение», «Золотой лев», «Что за стенами?», «Сейсмический пояс»), К. писал: «Эту книгу, пять повестей и роман, объединяет один герой, показанный в детстве, юности, в зрелые годы. А там, где этого героя нет или же он назван другим именем, я прослеживаю варианты его судьбы – он мог бы прожить и такую жизнь, мог бы стать и таким человеком. Пожалуй, если говорить о жанре книги, то из пяти повестей и романа сложился новый роман, в котором я пытаюсь рассказать о событиях в жизни автора и его поколения. Это поколение смолоду встретило войну, солдатами и лейтенантами вернулось с нее, мужало в послевоенные годы, старилось, но еще не состарилось, еще в строю и сегодня. Эта книга писалась и публиковалась по частям в журналах в течение пятнадцати лет. Для меня, разумеется, это итоговая книга».
Произв. К. соответствуют стилистике гор. прозы. В ряду худож. средств он использует топонимику, живую разговорн. речь, детали, характеризующие эпоху. В то же время вся проза К., несмотря на обилие и разнообразие сюжетов, представляет собой своего рода цикл автобиогр. произв., соединен. личностн. переживанием событий, обстоятельств, времени. Писатель «не заботится о том, чтобы его герой был наделен в каком бы то ни было отношении необыкновенными чертами и признаками; наоборот, обыкновенность – главный его признак. И хотя занят он делами творческими, литературно-кинематографическими, нет в прозе Л.Карелина ни “блистающего мира” кино, ни озарений, приходящих к художнику пера, ни прочей атрибутики расхожего повествования о служителях муз, традиционных и новоявленных. Просто автор пишет среду и людей, лучше ему знакомых. А жизнь – она есть жизнь, и глубинные ее законы одинаковы для маляра и киносценариста» (А.А.Руденко-Десняк).
До кон. 1970-х жил на ул. Чкалова, 2/50; затем – в Астраханском пер., 5. Урна с прахом в колумб. Донского кладб.
Соч.: Надежда и любовь. Легкий человек Марина. М., 1965; Избр. произв. В 2 т. М., 1983; Ступени. Роман, повести. М., 1983; Пять романов. М., 1990; Дублер. Повесть. М., 1997; Землетрясение. Ашхабад, 1997.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014