Род. и умерла в М.
Балерина, хореограф, балетм. и балетн. педагог; нар. арт. СССР (1973). Внучка философа Г.Г.Шпета (1879–1937; репрессирован). По окончании Моск. хореогр. уч-ща (1958, кл. Е.П.Гердт) пришла в Большой т-р, где прослужила до 1988. В 1957 победила на Всес. конкурсе артистов балета и в том же г. станцевала перв. свою большую партию – Машу в «Щелкунчике» П.И.Чайковского. Уже в 1959 состоялись перв. заруб. гастроли М. (США, Канада). Тогда же она завоевала зол. медаль на конкурсе классич. танца (Всемирн. фестиваль молодежи в Вене). В 1960 М. становится перв. ученицей Г.С.Улановой, в кот. нашла «не только педагога, но и прекрасного человека, многому научившего в жизни и в искусстве». В том же г. М. снялась в ф.-балете «Золушка», где станцевала Фею весны. Ее перв. большая роль – Катерина («Каменный цветок» С.С.Прокофьева).
М. – балерина академич. шк., наделен. огромн. сценич. обаянием, неповторимо изящная и грациозная. Ее танец отличался отточенностью и чистотой каждого движения, совершен. артистизмом. Прекрасные данные позволяли ей танцевать самые разл. по жанру и характеру партии. Классич. репертуар открывался партией Жизели (одноим. балет А.Адана) – одной из лучших партий балерины, кот. она готовила с Улановой. Триумф. стала для М. и роль Китри в балете Л.Ф.Минкуса «Дон Кихот» (1965). Блестящая техника, стремительность полетов и безупреч. вращения позволили создать уник. балерине радостный и ликующий образ. М. танцевала во всех балетах на музыку Чайковского. Среди партий: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро», 1968), Аврора («Спящая красавица», 1964). В балетах на музыку Прокофьева М. исполнила роли Джульетты («Ромео и Джульетта», 1973) и Золушки («Золушка», 1964). Каждый последующий образ М. выявлял новые грани ее выдающегося таланта. Столь же выразительно М. танцевала и в новых балетах. Среди них: Фригия («Спартак» А.И.Хачатуряна, 1968), Шура Азарова («Гусарская баллада» Т.Н.Хренникова, 1980), Анна («Анюта» В.А.Гаврилина, 1986). Огромн. кол-во и разнообразие ролей только подчеркивало исключит. возможности и талант балерины. В 1980 М. закончила ГИТИС (с 1991 – Рос. акад. театр. иск-ва, РАТИ; ныне – Рос. ун-т театр. иск-ва ГИТИС), с 1982 преподавала там на каф. хореографии (с 1996 – проф.). С 1990 – педагог-репетитор театра «Кремлевский балет», с 1998 – балетм.-репетитор Большого т-ра. Посл. раз вышла на сцену в 1999. Мн. балеты с участием М. были записаны на пленку, а на основе отдельн. из них сняты кинофильмы и фильмы-балеты.
Гос. пр. СССР (1984), Гос. пр. РФ (1991), пр. С.П.Дягилева (1990), театр. пр. «Хрустальная Турандот» (1991). Муж балерины – солист балета Большого т-ра, балетм. В.В.Васильев, с кот. в течение мн. лет М. выступала в дуэте.
Жила на Смоленской наб., 5/13. Похоронена на Новодевичьем кладб.
Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 6: А–Я. Дополнения. М.: ОАО «Московские учебники», 2014