СУРЖИКОВ Иван Николаевич (1928 – 2000)

Род. в Романовке Дмитриевского р-на Льговск. округа Центрально-Черноземн. обл., умер в М.

Исполнитель рус. нар. песен (тенор), засл. арт. РСФСР (1967). Из крестьян. Рано осиротев, переехал в Донбасс. Тяга к театральности проявилась рано, уч-к самодеят-сти. Собственноручно шил костюмы, выступал с песнями. В перв. дни Великой Отеч. войны пробрался на фронт, был ординарцем маршала К.К.Рокоссовского, разведчиком. На привалах в перерывах между боями много пел. День Победы его полк встретил в Берлине. Дебют С. состоялся осенью 1945 в ансамбле Сев. группы войск 2-го Белорус. фронта (под упр. композитора Ф.Маслова). По рекомендации маршала Рокоссовского С. определили на стажировку в Варшавск. муз. акад. по кл. вокала. Там же в Варшавск. оперн. т-ре он исполнил партию Понтека в опере «Галька» С.Монюшко и Ленского в «Евгении Онегине» П.И.Чайковского. В 1947 в Варшаве вышла перв. пластинка С. с исполнением польск. нар. песен на яз. оригинала (зная несколько языков – нем., польск., чешск., укр. – С. в дальнейшей своей гастрольн. жизни исполнял песни на яз. страны, в кот. гастролировал). По приезде в М. в 1950-х хотел поступить в конс., но, прослушав его, проф. А.В.Свешников посоветовал: «Пой, как поешь, ты уже артист». Педагог сразу оценил индивидуальность певца – «полетность» его голоса, умение из песни сделать живую сценку, при этом почти не пользуясь жестом, – оттенки голоса были гл. инструментом артиста. С 1955 – солист Краснознамен. ансамбля песни и пляски им. А.В.Александрова. После демобилизации работал на эстраде от Москонцерта. Природн. красивый тенор широчайшего диапазона позволял С. исполнять самый разнообразн. репертуар – от классич. рус. песен («Степь», «Во поле березонька стояла», «Меж крутых бережков»), старин. гор. романсов до неаполитанск. «Вернись в Сорренто», «Мама» и др. Постепенно певец выявил гл. направление своих творч. пристрастий – это нар. рус. песня или песня сов. композиторов, приближающаяся к нар. по духу («Отговорила роща золотая» Г.Пономаренко на стихи С.А.Есенина). Небольшого роста, ладный, пластичн. артист был одет в стилиз., расшитый золотом рус. кафтан белого цвета, красн. сапожки. В таком же стиле были одеты и музыканты ансамбля, сопровождавшего выступление С. Сценич. облик артиста, некая нарочитость костюма придавали характерность, юмористич., лукавый оттенок, кот. окрашивал манеру исполнения С., хотя ему же были свойственны и лирич. задушевность и гражданственность (неординарно, как марш исполнял он «Соловьи» В.П.Соловьева-Седого на сл. А.Фатьянова). Мн. композиторы специально писали для С., он плодотворно сотрудничал с В.И.Мурадели, А.П.Долуханяном, К.Я.Листовым и др. С. был для себя одноврем. и певец, и реж., и актер. Его программы были созданы на единой смысловой основе. Его хорошо знали и любили во мн. странах, где он гастролировал: в Португалии весь зал встал и пел с ним «Калинку», а в Париже вышел его «Золотой диск». На Родине певец пользовался устойчивой популярностью. Знаменат. был концерт, данный С. в Курске в честь 55-летия Курск. битвы.

Его жена, СТАНКЕВИЧ Вероника Александровна (1918–2002), в молодости была партерной акробаткой в цирке, в 1940-х окончила театр. студию артиста МХАТа Б.Я.Петкера. На эстраде имела успех как исполнительница рассказов. Обычно выступала в программах мужа с чтением произв. М.М.Зощенко и монологов совр. сатириков. С кон. 1980-х до 1996 семья С. по контракту работала в Германии, где С. подготовил цикл русских ямщицких песен.

Жил в Плотниковом пер., 10/28. Похоронен на Ваганьковском кладб.

Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 4: Р–Т. М.: ОАО «Московские учебники», 2012

Надгробие на могиле И.Н.Суржикова на Ваганьковском кладбище (уч. 58). Фото 14.11.2012
Могила И.Н.Суржикова и его супруги на Ваганьковском кладбище (уч. 58). Общий вид. Фото 14.11.2012
Надгробие на могиле И.Н.Суржикова на Ваганьковском кладбище (уч. 58). Фото 07.10.2006